Арзамас

Арзамас

Арзамас — один из старинных русских городов, расположился на высоком правом берегу реки Тёша, в 110 км от Нижнего Новгорода и в 410 км от Москвы.

По преданию, город был основан Иваном Грозным, во время похода на Казань в 1552 году, царь велел основать на этих землях город-крепость. Арзамасская крепость являлась важной обороной юго-восточных границ русского государства.

Название Арзамаса связано с названиями мордовских племен: «эрзя» и «мазы», в результате перевода получается «Красивый Эрзя». Официальная дата основания города 1578 год.

С 1719 года Арзамас становиться главным городом провинции, входившим в Нижегородскую губернию, а уже с 1779 года — это уездный город.

На территории России Арзамас прославился торговлей луком и гусями, горожане промышляли выделкой кожевенных изделий. Развитие торговли и ремесел привело к появлению богатого купечества, имевших торговые дома не только в родном городе, но и на крупных ярмарках страны.

Результаты этого не замедлили сказаться на облике города. В Арзамасе, в отличии от Нижнего Новгорода сохранились такие постройки, как торговые ряды. Достаточно здесь и купеческих особняков. Купцы были известны своей набожностью, вот и строили на свои средства православные храмы. Главная достопримечательность Арзамаса — архитектурный ансамбль величественных церквей и храмов, построенных на средства арзамасского купечества. Среди многочисленных храмовых построек, несомненно, выделяется Воскресенский Собор, построенный по проекту архитектора М. Коринфского. Этот храм выделялся бы и в Нижнем Новгороде: настолько величественно он смотрится. По городскому преданию, фреска с изображением Тайной Вечери — это копия фресок Леонардо Да Винчи. Но в Арзамасе была собственная школа живописи (единственная в Росси, находящаяся в провинции) – это школа живописи А.В. Ступина. Самый известный ученик школы — художник В.Г. Перов. Вот учениками Ступинской школы в основном и был расписан собор.

Естественно то, что Собор сыграл градообразующую роль: сформировал Соборную площадь, на которой находится другой храм – Богородицкая церковь. Всего же в XIX в. в Аразмасе было более 30 храмов и 4 монастыря. И сейчас городских храмов впечатляет: Тихвинская церковь (1777 г.), Входиерусалимская церковь, Духовская церковь (1768 г.), комплекс церкви во имя Ильи Пророка, Благовещенская церковь (1775-1788 гг.), церковь во имя Владимирской Божией Матери, ансамбль церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, Никольский монастырь. 

«Много я видел церквей в Москве. но в Арзамасе, кроме церквей, ничего не видел». Так писал о городе граф Соллогуб. Но, наверное, он был не прав. Город был и остается интересным из—за пестроты гражданской архитектуры: среди обилия купеческих хором, целых комплексов усадеб выделяется ампир дворянских особняков, что интересно выполненных в дереве (это большая редкость для дворянской застройки Нижегородской области). Встречаются и мещанские особняки. Много зданий общественного назначения: город постоянно пребывал в торговом оживлении, здесь насчитывалось около сотни гостиниц и постоялых дворов (некоторые сохранились). Еще один редкий пример для области – здание магистрата.

И позднее такая эклектика в образе жизни города сохранялась. В городе бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко, Л. Андреев. Здесь отбывал ссылку А.М. Горький — сейчас здесь работает музей Горького. Здесь провел детские годы Аркадий Гайдар, и именно Арзамас стал прообразом города в некоторых произведениях. Вообще «гайдаровских мест много: дом детства, здание гимназии, здание социал-демократического клуба, который посещал будущий писатель и т.д.

Вообще слово «арзамас» очень популярно в отечественной литературе. В XIX в. в столице «Арзамасом» называлось целое, можно сказать, литературное движение по предводительством Н.М. Карамзина (оно было организовано в противовес кружку Шишкова, агрессивного борца за чистоту русского языка). Конечно, в причине такого названия литературного объединения, «Арзамас» чувствовалась ирония, но тем не менее, так он был запечатлен в истории отечественной литературе. Интересующимся жизнью и творчеством Л.Н. Толстого известен такой факт в его биографии, как «арзамасский ужас». Одну единственную ночь, проведенную в местной гостинице Стрегулина, некоторые исследователи называют переломной в его жизни. В 1869 г. Толстой ехал покупать новое имение и по дороге остановился в местной гостинице, где ночью он впервые испытал страх перед смертью. Получается, что приехал он в Арзамас известным писателем, сибаритом, любящим мужем и отцом семейства, в сравнении с его более поздними убеждениями, его даже можно назвать стяжателем, и после той ночи в 1869 г. он меняется. Это не фантазии местных жителей или его библиографов: позднее он сам описал это в «Записках сумасшедшего».

Да, вышеназванные имена — это «литературная» страница города, но в 2013 г. здесь появился единственный в России музей Русского Патриаршества — это уже истории православия.

Экспозиция музея посвящена жизни и деятельности патриархов Русской Православной Церкви, в том числе рожденных на Нижегородской земле — патриарха Никона (1605-1681 гг.) и Сергия Страгородского (1867-1944 гг.). В музее также создан «блок памяти», посвященный истории репрессий и реформ, которая переживала Русская Православная Церковь.

Вот такой эклектичный, с точки зрения истории и архитектуры, город находится в Нижегородской области. Приехать сюда следует по многим причинам, и первое знакомство с ним заставит вас возвращаться сюда неоднократно.

Всегда рады организовать вам любую программу по приему в Нижегородской области и Нижнем Новгороде.