Дивеево

Дивеево

Село Дивеево — место известное всем православным паломникам и людям, интересующимся историей и культурой православия. Это «четвертый в мире удел Божией Матери». Уделы Богородицы — это места, которые находятся под особенным ее покровительством. Известно 4 таких места: Киево-Печерская Лавра, Святая Гора Афон, Иверия (современная Грузия) и последний Серафимо-Дивеевский монастырь, который находится в селе Дивеево в нашей Нижегородской области.

Тысячи паломников со всего света стремятся побывать в духовном центре России, сердцем которого является Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь с его удивительными соборами и храмами. Каждый верующий человек должен посетить святую землю, которую Царица Небесная взяла в свой четвертый удел.

Первое упоминание Дивеева в летописных источниках относится к 1559 году. Название село получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея. За военные заслуги, проявленные в битве с татарами, Иван Грозный возвел Дивея в князья и подарил землю на реке Вичкинзе.

Во второй половине XVIII века Дивеево представляет собой небольшое село с деревянной церковью. Именно в этом веке суждено было селу стать уделом Богородицы. Но начало этому было положено в Киеве: монахиня Киево-Флоровского монастыря Александра остановилась здесь отдохнуть, и во сне ей было явление Богородицы, которая указала ей на это место будущего Свято-Троицкого монастыря.

Монастырь неотделим в своей истории от жизни Серафима Саровского. В 1789 г. взял монастырь под свою опеку иеродиакон Серафим. К тому времени стояла здесь церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая и дала название всей общине. Позднее по благословению преподобного Серафима Саровского были построены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. Серафим Саровский всегда наставлял и помогал сестрам, хотя сам здесь никогда не был. Сам он жил недалеко, в Саровской пустыне. В 1794 г., имея склонность к уединению стал жить в лесу. В 1807 г. преподобный принял на себя иноческий постриг молчания, затем ушел в затвор. После окончания затвора принимал многочисленных страждущих нуждающихся в его духовной помощи. Считается, что по его «мысленному плану», уже после его смерти в, и, стал выстраиваться храмы Свято-Троицкого монастыря. Сбылось его пророчество о том, что после смерти прах его будет покоиться в этом монастыре. В 1833 г. скончался он в Саровском монастыре в своей келье. В 1903 г. на основании многочисленных сведений об исцелениях по молитвам преп. Серафима, Святой Синод принял решение о его канонизации. Второе обретение мощей Серафима Саровского состоялось в 1991 г., и сейчас они покоятся в Свято-Троицком храме, построенном уже после его смерти.

Ежедневно верующие ходят вдоль святой Канавки. Канавка — это тропа, по которой прошла сама Богородица, место это явилось во сне Серафиму Саровскому, он же и попросил сестер монастыря самим землю копать и устраивать Канавку — «Сама Царица Небесная своим пояском измерила» эту землю.

Надо сказать, что за годы своего существования монастырь приобрел известность и славу как место, где происходило воспитание души и место, где совершались подвиги духовного характера. Видимо, не случайно, именно в стенах Свято-Троицкого монастыря были воспитаны будущие православные святые.

В XX веке был построен Преображенский собор, там находятся мощи святых жен Дивеевских — преподобных Александры, Марфы и Елены. Матушка Александра — основательница монастыря. Марфа (Милюкова) с 13-лентнего возраста, по благословению преподобного Серафима, начала она вести подвижническую жизнь, была почти молчальницей. Преподобный Серфим особенно любил ее и посвящал ее во все свои откровения.6 лет прожила она в общине и умерла 19-летней схимницей. Елена (Мантурова) еще одна дивеевская подвижница. Ее житие напоминает жития христианских подвижников, которые вели брань с духами злобы поднебесной. Ей было ведение огненного дракона. Потрясенная Елена призвала на помощь Матерь Божию и дала клятву никогда не выходить замуж и пойти в монастырь. Три года готовил ее старец Серафим к поступлению в Дивеевскую общину. Получив благословение, на крыльях радости полетела она в Дивеево. Позднее матушка Елена исполняла все самые трудные поручения Серфима Саровского, и сам великий старец необыкновенно и горячо любил свою, в какой-то степени, ученицу. Освященный собор, рассмотрев подвижнические труды монахинь, определяет причислить их к лику местночтимых святых преподобных жен Нижегородской Епархии.

Ежедневно тысячи паломников приезжают в Дивеево поклониться мощам преподобного старца Серафима Саровского. Такая любовь наших современников объясняется духовной близостью к этому святому, словами, особо значимыми для нас сейчас, когда ритм и настроения общества позволяют забыть, что главное — это любовь к близкому и понимание души его. Близок к нам батюшка Серафим (так называют его православные) и по времени: он жил в XVIII-XIX вв. Безусловно, проникновенными кажутся его слова: «Жизнь наша есть море, святая Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель. Если с таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское, и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чём утверждаешь свою надежду — спастись без кормчего?».

Всегда рады организовать вам любую программу по приему в Нижегородской области и Нижнем Новгороде.